На выставке Е. Широкова "Любить человека".5 апреля 2018 в Центральном выставочном зале г. Перми открылась выставка творчества Евгения Широкова “Любить человека”. На выставке представлены произведения Евгения Николаевича Широкова из нескольких коллекций: Пермской государственной художественной галереи, семьи художника, Пермского государственного института культуры и частных собраний Перми. Выставку посетили председатель Регионального отделения Российского военно-исторического общества Пермского края Игорь Гладнев, его заместитель по работе с молодёжью Рустам Плотников и юнармейский отряд «ФЕНИКС» им. Адм. П.С. Нахимова МАОУ СОШ № 135.

Гостей встретила куратор выставки Тамара Шматёнок, заведующая отделом искусства XX века Пермской художественной галереи. Она сразу определила глубинную суть представленных здесь полотен: «Это Евангелие от Широкова». Далее она рассказала биографию художника.

Евгений Широков - представитель «сурового стиля» в живописи. Произведения художника находятся в Третьяковской галерее, Пермской галерее, музеях Пермского края, Урала и Сибири. Последняя персональная выставка художника прошла в Пермской галерее в прошлом году. Она была приурочена к  85-летнему юбилею мастера.

Евгений Широков родился в 1931 году в уральском посёлке Касли. Окончил Свердловское художественное училище, а потом — Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной. После этого в 1958 году поселился в Перми. С 1993 года является профессором отделения живописи Пермского института искусств и культуры. В 1960-1987 гг. избирался делегатом четырёх съездов Союза художников СССР и РСФСР; с 1973 г. входил в состав правления Союза художников РСФСР. Более 30 лет возглавлял художественный совет Пермской организации художественного фонда РСФСР. Входил в состав зонального выставочного комитета «Урал социалистический».

В 1976 году Евгений Широков получил звание народный художник РСФСР, в 1986 году — народный художник СССР. Художник является почётным гражданином Перми и Пермской области, Лауреат Строгановской премии в номинации «За выдающиеся достижения в области культуры и искусства».

Наследие художника  представлено полноценно и разнообразно – это и картины на самые разные темы, и натюрморты, и пейзажи, и конечно, портреты. Некоторые из них никогда не демонстрировались широкой публике.

Евгений Широков мастер незаурядных образов, точной лаконичной ситуации и той близкой, в упор, обрисовки действия, которая придает его картинам качества монументальной живописи. Цепкость памяти, а главное, любовь и уважение к своим героям сделали картины Евгения Широкова приметным событием уральской живописи.

ПГИК, где Евгений Широков  много лет (1999-2017) возглавлял кафедру живописи, предоставляет корпус произведений  бывшего Духовно-исторического  центра «России славные сыны». Эта серия портретов великих государственных деятелей,  ученых,  писателей  художников России,  деяния которых, по мнению Широкова, мы должны помнить.

Семья художника для экспозиции передала целый ряд произведений, хотя и опубликованных, но уже давно не бывавших на выставках:  среди них серия натюрмортов, картина  «Солнечный день». Впервые  выставлены 2 портрета:  «Портрет Л.Г. Иванова», известного пермского архитектора – один  из наиболее  ранних в творчестве художника (1957) и  «Портрет Надежды» (1996). Впервые, также выставляются несколько эскизов к известным  картинам «Освобождение», Баллада о солдате», Баллада о земле» и др.

Выставка позволила всем зрителям прикоснуться к чувствам, образам, мыслям и идеям советской  истории России. Поэт Д. С. Самойлов написал важные строки, давайте вслушаемся в них:

Вот и все. Смежили очи гении...
Вот и все. Смежили очи гении.
И когда померкли небеса,
Словно в опустевшем помещении
Стали слышны наши голоса.
Тянем, тянем слово залежалое,
Говорим и вяло и темно.
Как нас чествуют и как нас жалуют!

Вернисаж совпал с днями Светлой Пасхи. Праздник Праздников, Торжество из Торжеств, совершается победа над смертью. Но благодаря Е.Широкову существует вектор его работ, который он определил при жизни, но после его кончины он стал рельефнее и крупнее. Он - в любви к человеку, но к человеку, разворачивающему данный ему дар Божий в сторону окружающих, делящемуся этим даром с ближними и дальними. Там, где кончается любовь к человеку, заканчивается и гениальность. А посему нам оставлен широковский завет: внимание к личности масштабной, если не сказать ренессансной. И чем больше любви от неё исходит, тем крупнее её масштаб.        

Мы увидели многие известные работы, давно обретшие свое пристанище  в Пермской галерее  -  портреты известного актера театра и кино Ефима Копеляна,  замечательной поэтессы военного поколения  Юлии Друниной, писателя и  драматурга  Алексея Каплера. Выставка позволила нам вновь  встретиться  с портретными  образами  известных пермяков: балерины Надежды Павловой и ее педагога Людмилы Павловны Сахаровой, художников  Тимофея Егоровича Коваленко и Маргариты Вениаминовны Тарасовой, поэта  Владимира Ильича Радкевича, музейщика и общественного деятеля Леонарда Дмитриевича Постникова и др.

Наша, просто гениальная, искусствовед Тамара Дмитриевна - рассказывала очень много о каждой работе, но меня очень тронул портрет поэтессы Юлии Друниной. Оказывается живописец предсказал ранний исход человека. Поэтесса изображена мастером на тёмном, почти что угольном фоне. Её последние стихотворные строчки были такие:

Судный час
Но боюсь, что и вы бессильны.
Потому выбираю смерть.
Каклетит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!

А ведь юная Друнина написала в 1942-м году во время Великой Отечественной войны:

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.

Я решила узнать больше о ней, чтобы понять этот портрет. Она прошла мединструктором всю войну. Была ранена, контужена... И лучшие стихи о войне у поэтесс - друнинские. Это общепризнанно. В ней удивительно совмещались застенчивость, подростковая угловатость и женственность, мужественность и ранимость, неприспособленность к быту и чувство достоинства. Юлия была очень светлым человеком. Самые пронзительные стихи написаны ею о войне и о любви. Женственность, нежность и мужество - основные мотивы ее стихов. Вопреки воле родителей, ушла на фронт. Это было поколение, которое воспитывалось на героях испанской войны, на полете Чкалова, на челюскинцах, на завоевании полюса. Это были молодые ребята, готовые стать добровольцами, если начнется война.

Юля ушла на фронт девчонкой. Выносила на себе раненых мужиков, стонавших от боли. Военный быт для женщины куда тяжелее, чем для мужчин. Даже по нужде выйти из блиндажа - проблема. Юля рассказывала, как ночевала в бараке для тяжелораненых. Чтобы постирать свое белье (обычные солдатские рубахи женщинам давали), бежала, пока не рассветет, к холодной реке, уже замерзающей, полоскала рубаху, отжимала и мокрую надевала на себя. Сушить было негде. Все это выковывало характер. Хрестоматийным стало четверостишие, которое многие помнят наизусть:

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

В этом путешествии я очень много узнала. Мне стал этот портрет очень близким. Главное — я прониклась в то, что мы недавно обсуждали перед художественным конкурсом с нашим руководителем, учителем Куляпиным Александром Сергеевичем. Дело в том, что времени на созерцание нет. А значит включиться в процесс так называемого «умения видеть» тоже нет и не будет. А в своём творчестве художник открывает новое в мире, передавая увиденное и продуманное по-своему.

Мыслить — значит путешествовать в мир воображаемого. Можно быть умным, но не мыслящим, а можно быть мыслящим, но не разумным. Человек существует, пока есть сознание. Сознание — это привилегия немногих. Суть человека в религии. Наше спасение в субъективности. В человеке сохранилось то странное, что нас ещё объединяет с художником из палеолита -  эта странная вечная художественность. Мы — художники!

Члены пермского отделения РВИО поддержали и обсудили много инициатив по увековечиванию имени Е. Широкова, проведении всероссийской научной конференции, где обязательно должны пройти «Широковские чтения».

См. фотоальбом

Репортаж военкора МЦ СОШ №135: Анастасия Шестакова, военкор, юнармеец, зам. Командира отряда, нач.киноклуба пермского отделения РВИО.